Экспертные статьи
С 1 января 2015 года в России начали действовать поправки во второй части НК РФ и других сопутствующих законах о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Налоговый маневр представляет собой поэтапное изменение налогообложения в нефтяной сфере. В ближайшие три года в этой области произойдут следующие изменения:
- Снижение экспортной пошлины на нефть (в 1,7 раз) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз, в соответствии с видом)
- Повышение НДПИ на нефть (в 1,7 раз)
- Снизятся ставки по акцизам на топливо (например, для бензина пятого класса к 2017 году ставка по акцизу будет равна 5,83 тысяче рублей)
Налоговый маневр получил в большинстве своем неоднозначные оценки и возможно будет пересмотрен. Отчасти дело связано с тем, что при разработке законопроектов изменения рассчитывались по ценам около 100 долларов за баррель нефти, за доллар - 37 рублей, соответственно, исходя из текущей рыночной ситуации, закон нуждается в коррекции.
Изначально идея о налоговом маневре возникла по нескольким причинам. По мнению адвоката Андрея Комиссарова, главной причиной введения маневра является стремление снизить зависимость бюджета от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, так как со снижением цены на нефть падают и доходы от экспортных пошлин. В виду тяжелой для страны экономической ситуации, предполагается, что более рациональным будет повысить НПДИ, который не зависит от цены на нефть на мировом рынке, одновременно снизив пошлину на экспорт.
Следующей причиной является создание Евразийского экономического союза между Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Россией. Для того чтобы избежать последующей выгодной перепродажи нефти и нефтепродуктов другим участником союза, с помощью налогового маневра планируется выйти на уровень Казахстана по размеру экспортной пошлины.
Переходя к главному, – какие же будут последствия принятого налогового маневра?
Во-первых, в отношении государства и бюджета. Минфин на днях сделал заявление, что бюджет в связи с принятым маневром в 2015 году недополучит 170 миллиардов рублей, а может быть даже и больше. Но данные потери, опять же по заявлению Минфина, компенсируются в следующие 2 года. Связывается это, как написано выше, с изменениями цены на нефть / курса валют.
Во-вторых, в отношении нефтяных компаний. Налоговый маневр в сфере стимулирует экспорт. Касаемо внутреннего рынка, по мнению экспертов, в связи с увеличением НДПИ возрастут цены на топливо (примерно на 10%). Государство тем самым фактически перекладывает налоговую нагрузку на плечи населения, так как в условиях налогового маневра нефтяные компании будут стремиться покрыть свои издержки путем увеличения цен на топливо.
В-третьих, в отношении населения. Как указано выше возрастут цены на топливо, но для смягчения эффекта от повышения цен, государство снизило акцизы на топливо.
Адвокат Андрей Комиссаров считает, что сам по себе налоговый маневр в рамках нефтяной отрасли имеет рациональное начало. Из доходов бюджета около 48% составляют доходы от НДПИ и ВЭД (экспортных пошлин на нефть). В свою очередь экспорт от добытой нефти составляет около 48%. При нынешнем экономическом положении РФ, ввиду санкций и падения цены на нефть, снижение зависимости от экспорта, пусть даже за счет повышения цен на топливо на внутреннем рынке, в долгосрочной перспективе представляется правильным путем. Но, так или иначе, учитывая временны ́е рамки составления законопроекта при других ценах на нефть и курсе валют, налоговый маневр объективно нуждается в корректировке.
Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»