Экспертные статьи
8 марта 2015 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 45-ФЗ "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса РФ", значительным образом сокращающий перечень нарушений антимонопольного законодательства, которые могут повлечь за собой наступление уголовной ответственности. Закон вступил в силу 20 марта 2015 года.
Ситуация до изменений
Предыдущая редакция ст.178 УК РФ предусматривала уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем совершения следующих действий:
- заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля);
- неоднократного (более двух раз в течение трех лет, за которые лицо было привлечено к административной ответственности) злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.
При этом для привлечения к уголовной ответственности эти действия должны были причинить крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлечь извлечение дохода в крупном размере.
Практика применения ст.178 УК РФ была незначительной и в основном касалась только представителей малого бизнеса. Однако при принятии бизнес-решений всем хозяйствующим субъектам приходилось учитывать потенциальный риск привлечения к уголовной ответственности.
Изменения
Принятие Закона концентрирует правоприменителя на борьбе с крупными и крупнейшими картелями.
Во-первых, новая редакция ст.178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность только за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Закон исключает уголовную ответственность за действия по злоупотреблению доминирующим положением. Статья 178 УК РФ получила наименование «Ограничение конкуренции», что соответствует Закону о защите конкуренции.
Во-вторых, в 10 раз повышен уровень пороговых значений размеров ущерба и дохода для квалификации деяний по ст.178 УК. Для признания ограничения конкуренции преступлением необходимо наличие причиненного гражданам, организациям или государству ущерба, сумма которого превышает 10 миллионов рублей (крупный ущерб) либо извлечение дохода, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей (доход в крупном размере). Размер особо крупного ущерба, при наличии которого предусматривается более строгая ответственность, должен превышать 30 миллионов рублей. А доходом в особо крупном размере теперь признается сумма, превышающая 250 миллионов рублей.
Сокращение количества антимонопольных нарушений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, с одновременным увеличением порога материальных последствий для признания нарушения преступлением является позитивным изменением. Смысл уголовного законодательства заключается в запрете под угрозой наказания наиболее общественно опасных деяний (например, ограничения конкуренции путем заключения картельных соглашений).
Помимо указанных положительных моментов, Закон содержит правило, усложняющее процедуру освобождения от уголовной ответственности за совершенное преступление.
До принятия изменений предусматривалось, что освобождение от уголовной ответственности возможно для лица, совершившего преступление, если такое лицо:
- активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
- возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред;
- в его действиях не содержится иного состава преступления.
Теперь при соблюдении вышеуказанных условий от уголовной ответственности может быть освобождено только лицо, которое первым из числа соучастников добровольно сообщило о преступлении.
Данное положение является новацией законодателя, так как в Уголовном кодексе РФ не предусмотрено такого основания освобождения от уголовной ответственности. В ходе обсуждения законопроекта рядом профильных комитетов Государственной Думы РФ высказывались опасения, что данное изменение не учитывает возможность сообщения о совершении преступления в разных регионах страны (с учетом наличия часовых зон) и в различные правоохранительные органы, однако данная критика не нашла отражения в Законе.
Последствия
После вступления в силу Закона риск привлечения к уголовной ответственности сохраняется только для случаев заключения картельных соглашений, повлекших извлечение дохода или причинение ущерба в значительных размерах, но при этом устанавливаются более строгие основания для освобождения от уголовной ответственности.
Следует отметить, что особое внимание законодателя к картельным соглашениям должно побудить бизнес-сообщество к более детальному анализу вопросов уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»