Экспертные статьи
Минстрой России подготовил законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в фед. закон о долевом строительстве за номером 214-ФЗ, а также в закон “О рекламе” за номером 38-ФЗ. С полным текстом указанного документа можно ознакомиться в интернете в свободном доступе на порталах правовой информации.
Подготовка законопроекта осуществлялась в рамках исполнения плана мероприятий, направленного на профилактику и пресечение недобросовестной конкуренции и монополизации на рынке строительства жилых объектов и стройматериалов. Данный план мероприятий был утвержден правительством еще в конце 2013 года.
В пояснительной записке к законопроекту отражается позиция авторов проекта, что внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство о долевом строительстве и рекламе позволит добиться большей защищённости дольщиков путем повышения прозрачности деятельности компаний-застройщиков.
Так, в случае принятия рассматриваемого законопроекта требования к застройщикам существенно ужесточатся, а контроль за их деятельностью будет более предметным и эффективным.
Что ждет застройщиков в случае принятия законопроекта?
Авторы законодательной инициативы в частности предлагают:
- Установить требования к застройщикам по раскрытию основополагающей информации относительно жилого строительства, в частности сведений о компаниях-застройщиках и об объектах долевого строительства. Соблюдение этих требований должно быть для застройщиков обязательным.
- Изменить способ подачи застройщиком проектных деклараций. В настоящее время декларации по проектам направляются посредством почтовых отправлений. В случае принятия законопроекта компания-застройщик будет обязана подавать проектные декларации в электронном виде с использованием ЭЦП путем заполнения специальной электронной формы декларации на сайте надзорного органа.
- Обязать контролирующий орган вести специальный электронный реестр проектных деклараций. Указанный реестр должен быть единым.
- Расширить объем полномочий контролирующего органа правами, необходимыми для ведения реестра проектных деклараций.
- Расширить объем сведений о застройщике, инженерно-технических и проектных характеристиках, которые приводится в проектной декларации, а также изменить некоторые требования к декларации. Например, в новых проектных декларациях нужно будет указывать не цели проектов строительства, а непосредственно сведения о видах объектов капстроительства. Необходимо будет заполнять сведения о лицах, осуществлявших архитектурно-проектную деятельность и инженерные изыскания, подавать информацию о результатах инженерно-изыскательских экспертиз, указывать наименование будущего жилого комплекса и проектные характеристики его общего имущества, информацию о технологических присоединениях (речь идет о подключении строящегося объекта к электросетям и иным инженерно техническим коммуникациям), об их сроках и стоимости платы за подключение. Кроме того проектная документация должна в полной мере соответствовать документации о территориальной планировке строительства, содержать сведения о договорах, связанных с комплексным освоением территории и развитием инфраструктуры.
- Наложить запрет на использование в рекламных материалах коммерческих наименований застройщиков и иных юридических лиц, информация о которых отсутствует в проектных декларациях
- Запретить компании-застройщику проводить рекламную компанию до получения разрешения на строительство жилого объекта и до подачи проектной декларации в контролирующий орган.
Предполагается, что указанные выше требования к застройщикам позволят вытеснить с рынка долевого строительства компании-однодневки, а также непрофессиональных или недобросовестных участников рынка, сделать долевое строительство в России более открытым, безопасным, юридически и социально привлекательным.
Как законопроект защищает интересы дольщиков?
Основная идея законопроекта, как уже указывалось выше, заключается в раскрытии необходимых сведений о проекте и о компании, осуществляющей долевое строительство. Разумеется, открытый доступ к полной информации повышает степень защищённости дольщиков, чьи денежные средства были привлечены в рамках долевого строительства.
Единый реестр проектных деклараций в электронном виде безусловно снизит риски граждан. Так, в случае принятия рассматриваемого законопроекта у дольщиков появится возможность не только получать всю интересующую их информацию на сайте застройщика, но также и проверить ее достоверность на сайте контролирующего органа. Кроме того, объем информации о застройщике и об объекте строительства существенно расширится.
Здесь следует отметить, что доступ к информации, которая содержится в едином реестре проектных деклараций, должен предоставляться всем желающим на свободной (бесплатной) основе. Ограничение доступа к данной информации допускается только строго в отдельных случаях, специально предусмотренных законодательством об информации.
Также контролирующий орган будет пресекать деятельность недобросовестных компаний. В частности, запрет использования в рекламе коммерческих обозначений и фирменных наименований компаний, которые не заявлены в проектной документации, в значительной степени позволит блокировать мошеннические махинации на рынке долевого строительства. Кроме того, очень важно, что рекламная компания по новому законопроекту может быть начата только после получения застройщиком разрешения на строительство и направления проектной декларации в контролирующий орган. Таким образом, у контролирующего органа появляются правомочия проверить соответствие рекламы застройщика реальному положению вещей. На сегодняшний день рекламная информация застройщиков никем и никак не проверяется, поскольку у контролирующих органов нет для этого соответствующих полномочий, что приводит к использованию ложной рекламы и обману потребителей, у которых нет никакой возможности проверить информацию.
Как застройщик должен обеспечивать доступ к информации и какие сведения он обязан предоставлять?
В соответствии с текстом законопроекта на застройщика возлагается обязанность создания и ведения собственного сайта, доступ к которому должен быть открытым для всех лиц, желающих ознакомиться с информацией о деятельности компании и о ее проектах. Сайт должен быть опубликован в сети “Интернет”. При этом права на домен такого сайта должны принадлежать компании-застройщику или ее учредителю.
На сайте застройщика для возможности ознакомления должны быть представлены электронные копии следующих документов:
- Копии разрешений на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, в частности многоквартирных домов, в строительстве которых компания-застройщик принимала участие за последние 3 года до момента опубликования проектной декларации на конкретный объект долевого строительства. При этом необходимо указывать сведения о местонахождении таких объектов и сроки их ввода в эксплуатацию (фактические сроки, а также сроки,указанные в проектных декларациях);
- Копию заключения аудиторской проверки компании за последний год;
- Копию разрешения на осуществление строительства;
- Копии правоустанавливающих документов застройщика на землю, где планируется возведение жилого объекта;
- Копию экспертного заключения по проектной документации (в случае, если такая экспертизы предусмотрена требованиями законодательства);
- Копии проектных деклараций;
- Копии техусловий на подключение к инженерным коммуникациям и электричеству;
- Копию типового договора долевого строительства;
- Копии иных документов, предусмотренных законодательством.
Здесь следует отметить, что указанные документы должны быть размещены на сайте застройщика до момента подачи электронной декларации в контролирующий орган, и, соответственно, до включения соответствующей проектной декларации в единый реестр.
В случае, если в какой-либо документ из вышеперечисленных были внесены изменения, застройщик обязан разместить на своем сайте эти изменения в течении пяти рабочих дней, за исключением случаев, когда законодатель предусматривает иные сроки для размещения данной информации.
Кроме этого, законопроект существенно расширяет объем сведений о застройщике и объекте долевого строительства.
Если в настоящее время застройщик обязан предоставить информацию только о своем наименовании, местонахождении и режиме работы, то в случае принятия рассматриваемой законодательной инициативы компании-застройщику также необходимо будет указать:
- Номер телефона компании;
- Адрес официального сайта компании в интернет;
- Адрес электронной почты;
- ФИО руководителя, а также его должность;
- Коммерческое обозначение и название фирмы, которое планируется использовать при осуществлении рекламной компании;
- Информацию о членстве застройщика в саморегулируемой строительной организации (в аббревиатурном написании - СРО);
- Информацию об участии в ассоциациях, а также обществах взаимного страхования, если застройщик является участником таких организаций.
Взаимодействие застройщика с контролирующим органом
В соответствии с действующим законодательством, а также текстом рассматриваемого законопроекта контролирующими органами являются Госстройнадзор и его региональные структуры (по субъектам федерации). При этом контрольные полномочия распределяются следующим образом:
Госстройнадзор контролирует работу своих региональных подразделений и устанавливает общие требования, в том числе разрабатывает и утверждает форму проектной декларации, порядок ее заполнения и подачи. Региональные отделения Госстройнадзора контролируют деятельность застройщиков на своей территории. В частности, подача проектных деклараций осуществляется в региональные органы контроля.
Законопроект Минстроя предусматривает оптимальную схему взаимодействия застройщика с контролирующим органом.
Застройщик будет обязан:
- Подать проектную декларацию посредством заполнения соответствующей формы на сайте контролирующего органа с соблюдением всех требований к ее оформлению и используя электронную цифровую подпись (в первое время после принятия законопроекта до момента технической возможности заполнения электронной формы, проектная декларация должна подаваться посредством почтового отправления);
- Проектная декларация должна быть подана в контролирующий орган за четырнадцать дней до момента заключения застройщиком первого договора о долевом строительстве;
- Соблюдать требования о рекламе, установленные законопроектом. Нельзя начинать рекламную компанию до подачи проектной декларации, а также ссылаться в рекламе на юридических лиц и использовать их коммерческие обозначения, если они не указаны в проектной декларации.
Контролирующий орган, помимо функций и полномочий, которыми он обладает в настоящее время, наделяется следующими правами и обязанностями:
- Утверждать форму проектной декларации и определять порядок ее заполнения;
- Утверждать требования к компаниям-застройщикам о порядке размещения информации о долевом строительстве;
- Утверждать форму предоставления отчетности застройщиков;
- Вести единый электронный реестр проектных деклараций;
- Запрашивать и получать от государственных и местных органов власти информацию о кадастровом учете и регистрации прав на недвижимое имущество, необходимую для ведения единого реестра проектных деклараций.
Отношение застройщиков к законодательной инициативе
Большинство компаний отнеслись к новому законопроекту совершенно спокойно, назвав требования о раскрытии информации чисто техническими. У лидеров строительного рынка подобного рода информация уже сегодня находится в открытом доступе на их сайтах, поэтому дублирование этих сведений в проектной декларации и опубликование их в едином реестре не вызывает никаких проблем.
Однако некоторые компании-застройщики восприняли данный законопроект негативно, высказав мнение, что это увеличит “административные барьеры”, сделает застройщиков более зависимыми от чиновников региональных подразделений Госстройнадзора и местных органов власти, в частности по вопросам согласования проектной документации и планировке территорий. Однако, как можно увидеть из анализа документа, ужесточение требований к застройщикам проявляется главным образом в повышении прозрачности их деятельности за счет раскрытия информации о долевом строительстве контролирующим органам и заинтересованным лицам, главным образом дольщикам, чьи средства привлекаются для осуществления строительства. Ни о каких дополнительных административных препятствиях для застройщиков речи не идет.
Считаю, что честные застройщики не должны опасаться раскрывать информацию. Компаниям, которые осуществляют свою деятельность на законных основаниях и в полном соответствии с требованиями закона, ставят интересы своих клиентов на первое место и заботятся о своем деловом имидже, новые требования не только не повредят, но даже позволят их бизнесу развиваться более успешно, поскольку полная и открытая информация о строительстве будет способствовать повышению доверия дольщиков и отсеиванию недобросовестных конкурентов, привлекающих клиентов за счет ложных рекламных обещаний.
Разумеется, застройщикам необходимо будет согласовывать свою проектную документацию с планировкой территории. Однако это нельзя рассматривать как “административный барьер”, хотя, конечно, определенные трудности у застройщика на этом этапе могут возникать. Но надо понимать, что несоответствие плана территории плану застройки вызовет немало юридических проблем и споров в будущем. Не лучше ли изначально оформить всю документацию по закону, потратив на это немного больше усилий и времени, но при этом предотвратив все возможные проблемы и обеспечив спокойную жизнь себе и дольщикам. Застройщикам пора отказаться от законов ”дикого рынка” и научиться вести свой бизнес цивилизованно.
Автор: адвокат Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры».