Экспертные статьи

Практические советы адвоката: Как получить груз без коносамента?
27 марта 2015

Коносамент – уникальный документ, изначально созданный и используемый для урегулирования отношений между сторонами во время морской или речной перевозки грузов. На сегодняшний день с развитием комбинированных перевозок (море/воздух/земля) коносамент стал широко использоваться и для них, получив название сквозного коносамента. Этот документ составляется согласно установленному образцу с соблюдением четких правил оформления и выдается перевозчиком, принявшим груз к перевозке. Спецификой коносамента является наличие четких правил его выдачи и заполнения. Исправить ошибки, допущенные при составлении документа, очень проблематично, поэтому он составляется, как правило, при участии представителей грузоотправителя, перевозчика, а также опытного юриста. Основная роль коносамента в морских перевозках может быть сведена к тому, что он содержит в себе условия договора о грузоперевозке, а также выступает своего рода товаро-транспортной накладной, удостоверяя факт реального получения груза перевозчиком и определяя ответственность перевозчика за вверенный ему груз.

К сожалению, в использовании коносаментов не все так прозрачно и ясно. На практике этот документ часто становится источником больших трудностей, в частности, для грузополучателя. Ниже мы приведем в пример некоторые из возможных проблемных ситуаций и пути выхода из них.

Прежде чем перейти к непосредственному описанию, отметим, что коносамент и груз зачастую (это устоявшаяся практика) прибывают в порт разгрузки порознь. Коносамент, как правило, отправляется курьерской службой или почтой. Однако на сегодняшний день известны и иные варианты отправления коносамента получателю. Так, документ может быть передан в порту отправления груза перевозчику или его агенту, а также непосредственно капитану судна, осуществляющего перевозку.

Если говорить о курьерской доставке коносамента, то нередки случаи, когда недобросовестный грузоотправитель попросту не отправляет оригинал документа. Это может происходить по различным причинам – служебная халатность сотрудников, умысел. Иногда коносамент теряется в дороге или задерживается в банке. Ясно одно – какова бы не была причина отсутствия коносамента, грузополучателю легче от этого не станет. По прибытию в порт назначения груз без коносамента выдан быть не может. Это четко предусмотрено национальным законодательством (ст. 158 КТМ РФ). Об этом говорят и международные документы, к примеру, Гаагско-Висбийские правила и Гамбургские правила. В сложившейся практике разрешения подобных ситуаций, как отмечает адвокат Андрей Комиссаров, существуют два возможных алгоритма действий для грузополучателя. Первый – предъявление покупателем (грузополучателем) специального письма, так называемого Letter of Indemnity. Это своеобразная защита от претензий с обеих сторон для перевозчика. Подписание письма не является обязанностью сторон в случае утери коносамента, а потому его появлению предшествует процесс переговоров между сторонами, их агентами или представителями. Статистика показывает, что переговоры проходят в разы быстрее и результативнее, если в них принимает участие хотя бы один профессиональный юрист, имеющий опыт работы в сфере международных перевозок, морского права.

Есть и иной способ выхода из ситуации – обращение в судебные инстанции. В суд можно обратиться за выдачей судебного приказа о выдаче груза получателю. Это процесс небыстрый и очень трудоемкий, требует обширных знаний и практики. Немаловажным является также правильный подход к формированию доказательственной базы. Недостаточная осведомленность в юридических вопросах, связанных с морскими перевозками еще более затягивает процесс и сделает его на 90% проигрышным. И снова выходом из сложившейся ситуации может стать обращение за консультацией или практической юридической помощью (представительством) к юристу, ориентирующемуся не только в национальном законодательстве, но и в международной практике рассмотрения споров этой категории.

Не единичны случаи возникновения проблем с получением груза без коносамента по телекс-релизу. За время доставки груза окончательный получатель может измениться, или в документах, сданных в порту отправления, имеются ошибки, а, соответственно, и в телекс-релизе. Все усложняется, если предоплата не дошла до продавца (грузоотправителя), но уже отправлена грузополучателем. В таких случаях часто возникает необходимость в привлечении к решению проблемы банков, иных финансовых организаций, агентов и представителей сторон и перевозчика. Самостоятельно справиться с задачей не по силам многим выносливым и ориентирующимся в вопросе бизнесменам. Для кого-то спасительной шлюпкой станут советы адвоката, а кому-то не помешает и практическая помощь профессионального юриста.

Так или иначе, следует помнить, что ситуация «нет коносамента – нет груза» - не вердикт и не катастрофа, а только лишь повод сконцентрировать свои собственные силы на решении вопроса или обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Прилагая определенные усилия, конечно, можно самостоятельно справиться практически с любой проблемой. Но следует учесть, что время, потраченное на выстраивание правильной тактики поведения, поиск документов, ознакомление с законодательной базой, в конечном итоге, трансформируется в убытки, связанные с несвоевременным получением груза, затраты на его хранение, затраты на извещение сторон о предстоящих переговорах или судебном рассмотрении дела и т.д. Поэтому порой дешевле и надежней один раз доверить дело профессионалу, чем долго и мучительно бороться за право обладания грузом.

В любом случае, выбор за вами!

  Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»