Экспертные статьи

Ответственность за ненадлежащую рекламу
03 марта 2015

26 февраля 2015 года по результатам проверки, проведенной Федеральной Антимонопольной Службой в отношении ОАО «МТС-Банк», были выявлены нарушения требований Федерального закона «О рекламе» N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года, в результате чего организация оштрафована на общую сумму в двести тысяч рублей.

Постановлением по делу № 4-14.3-115/00-08-15 и № 4-14.3-101/00-08-15 об административном правонарушении от «26» февраля 2015 года ОАО «МТС-Банк» привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства в отношении распространения рекламных сведений о предлагаемых банковских продуктах.

Основаниями для привлечения к кредитной организации к ответственности послужили несколько нарушений, различных по своей природе, но имеющих сходные негативные последствия для потребителей рекламы.

В первом случае Банк, предоставляя полную информацию о рекламируемом продукте, крупным шрифтом указывал информацию о выгодной для потребителя процентной ставке по вкладам. Остальная информация, содержащая сведения, влияющие на размер доходов, получаемых лицами, которые воспользуются данным предложением, была размещена мелким шрифтом, а цвет текста практически не отличался от фона, что делало его нечитаемым. Таким образом, требования о достоверности и полноте сведений рекламируемого продукта, установленные ст. 5 ФЗ «О рекламе», были соблюдены Банковской организацией лишь формально, поскольку, несмотря на наличие полных и достоверных сведений о рекламном продукте, они не были надлежащим образом доведены до потребителя рекламы. Так в частности в рекламе вклада «Горячий» ОАО «МТС-Банк» крупным шрифтом сообщались привлекательные для потребителя условия:

«Вклад «Горячий». До 12% годовых. МТС БАНК 8 800 250 05 20 www.mtsbank.ru», а текст с менее привлекательными условиями вклада (срок и сумма вклада, размер процентной ставки в зависимости от периода нахождения денежных средств во вкладе, возможность пополнения вклада, условия выплаты процентов при досрочном расторжении договора и т.п.) занимал лишь 1/20 часть от общей площади рекламы  и был выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на голубом фоне.

Во втором случае Кредитной организацией была указана лишь часть сведений о предлагаемом продукте, что противоречит не только ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», но и ст. 28.

Так, например, в информации по вкладам «Высокий доход - Регион», «Накопительный – Регион», «Мобильный», «Пенсионный – Регион», «Корпоративный», «Удобный – Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный», размещенной в рекламном буклете «Вклады МТС-Банка», отсутствовала информация о размере процентной ставки.

Согласно части 3 статьи 28 указанного правового акта, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита.

Следующее нарушение заключалось в распространении рекламных буклетов, содержащих сведения об условиях предоставления банковских кредитов, которые не соответствовали реальным условиям их выдачи гражданам. Таким образом, реклама кредитного продукта не являлась достоверной. Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Анализируя вышеуказанные различные по своей природе нарушения в сфере реализации рекламного продукта, можно сделать вывод о том, что все они влекут за собой одно негативное последствие. При ознакомлении с такой рекламой потребитель вводится в заблуждение относительно важных условий предоставления банковских услуг, что лишает его возможности совершить осознанный и правильный для него выбор финансовой услуги.

При таком положении дел деятельность банка создала предпосылки для формирования у потребителя рекламы неверных представлений о размерах доходов, необходимых для своевременного возврата заемных денежных средств, либо о сумме доходов, которые потребитель рекламы может получить, воспользовавшись конкретной финансовой услугой, поэтому привлечение ОАО «МТС-Банк» к административной ответственности видится вполне обоснованным.

К сожалению, распространение недобросовестной рекламы не редкость и имеет тенденции к росту.

Федеральная Антимонопольная служба ежегодно предпринимает меры по привлечению недобросовестных рекламодателей к административной ответственности.

Так в апреле 2014 года Альфа-банк оштрафован за размещение ненадлежащей наружной рекламы.

В ноябре 2014 года Волгоградский провайдер "ИнвестСвязь" был оштрафован за непредставление потребителям полной и исчерпывающей информации об оказываемых услугах мобильной связи под брендом Pronto.

В декабре 2014 года ОАО «МТС»  было оштрафовано на 100 000 рублей за распространение рекламы, где часть условий предлагаемого тарифа была написана мелким нечитаемым шрифтом.

И это далеко не все случаи привлечения к административной ответственности недобросовестных рекламодателей.

Несмотря на то, что современные улицы заполнены рекламными продуктами, не выдерживающими требований закона, как показывает практика, большинство проверок размещенной рекламы на соответствие действующему законодательству проводятся по заявлениям граждан, которые уже тем или иным образом пострадали от недобросовестных действий рекламодателя финансовых или иных услуг.

Однако принять какие-либо превентивные меры для предупреждения данной категории правонарушений практически невозможно ввиду большого объема предлагаемых рекламных продуктов.

В 2014 году Федеральной Антимонопольной службой опубликовано письмо о разъяснении отдельных положений о рекламе от 17 апреля 2014 г. N АД/15051/14. Данный документ содержит, в том числе и разъяснения относительно формы и содержания заявления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, изложенный доступным языком для лиц, не владеющих специальными познаниями в сфере юриспруденции. Таким образом, созданы благоприятные условия для того, чтобы граждане, видя очевидные нарушения требований действующего законодательства о рекламе, не относились к проблеме безразлично, а обращались в компетентные органы не только за защитой своих нарушенных прав, но и действовали на благо общества в целом, сообщая о замеченных ими нарушениях.

Нельзя не отметить, что требования законодательства в отношении качества рекламного продукта близки по своей правовой природе к нормам в отношении качества товаров и услуг, установленных законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, что видится вполне закономерным.

Так, например, в процессе приобретения продуктов питания в повседневной жизни гражданину необходимо располагать полной информацией о приобретаемом им товаре (срок годности, производитель, состав, дата изготовления и т.п.). В противном случае, сделав неправильный выбор, покупатель рискует поплатиться не только своим здоровьем, но и здоровьем своей семьи.

Аналогичную опасность таит в себе ненадлежащая реклама, поскольку лицу, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге не представляется возможным, следовательно, гражданин или юридическое лицо не смогут сделать осознанный выгодный для них выбор, в результате чего может пострадать их «финансовое здоровье»

Таким образом, привлечение недобросовестных рекламодателей к административной ответственности имеет фундаментальное значение для снижения количества правонарушений в сфере распространения рекламных сведений и, как следствие, влечет за собой снижение числа потребителей рекламы, пострадавших от неверного выбора.

 

Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»

 

Читайте также: "Законодательство, регулирующее рекламу новостроек, добавит головной боли застройщикам"