Экспертные статьи
Снижение налоговой нагрузки, экономия на уплате платежей в бюджет – одна из базовых потребностей бизнеса.
Налогоплательщик вправе использовать все разрешенные и не запрещенные законом средства, чтобы минимизировать налоговые отчисления (например, использовать налоговые льготы), иными словами, осуществлять налоговую оптимизацию. Это конституционное право налогоплательщика (постановление КС РФ от 27.05.2003 № 9-П).
Существует и обратная сторона медали. Может сложиться ситуация, при которой те или иные действия налогоплательщика будут квалифицированы налоговым органом как уклонение от уплаты налогов.
По данным опроса Левада-Центр, 61% граждан считает неправильным уклонение от уплаты налогов; 63% граждан с осуждением относятся к руководителям организаций, которые этим занимаются.
Общественное мнение подкрепляется санкциями со стороны государства в случае уклонения от уплаты налогов.
За уклонение от уплаты налогов с организации в крупном и особо крупном размере установлена уголовная ответственность. Статьей 199 УК РФ предусмотрено в том числе наказание до 2 или до 6 лет лишения свободы (в зависимости от размера уклонения).
При этом максимальный срок давности, в течение которого руководителя можно привлечь к уголовной ответственности, составляет 10 лет (в случае уклонения в особо крупном размере).
Освободиться от уголовной ответственности можно при полной уплате всей суммы требований (недоимки, пеней, штрафа) организацией или самим привлекаемым к ответственности лицом, если последнее впервые совершило данное преступление.
Судебная практика исходит из того, что привлечение руководителя организации к уголовной ответственности (а именно постановление обвинительного приговора суда) не освобождает его от возмещения ущерба в виде неуплаченной организацией налоговой задолженности (Кассационное определение ВС РФ от 30.07.2014 № 3-УДп14-2, Определение ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19).
Рассмотрим некоторые распространенные методы налоговой оптимизации, которые являются рискованными.
1. Уход в оффшоры
Существуют различные оффшорные схемы, позволяющие уменьшить сумму уплачиваемых налогов в зависимости от налогового режима государства регистрации.
Но есть ряд опасностей, которые влекут негативные последствия в виде доначисления налогов.
Налоговые органы и суды могут сделать вывод, что действия организации, направленные на уменьшение налоговых платежей и вывода денежных средств в другие компании, находящиеся в оффшорах, свидетельствуют о получении ею необоснованной налоговой выгоды. Так, в одном из дел суд указал на фиктивность договора займа между заемщиком-российской организацией и займодавцем — оффшорной компанией (Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2014 № 305-КГ14-5812).
Кроме того, необходимо понимать следующее. Борьба государства с оффшоризацией российской экономики – одна из актуальных тем на повестке дня. С этой целью в налоговое законодательство введены нормы о налогообложении контролируемых иностранных компаний, направленные на деоффшоризацию и увеличение налоговых платежей, поступающих в бюджет от доходов иностранных компаний, бенефициарами которых являются наши налоговые резиденты. Насколько станет выгодным применение офшорных схем после принятия антиоффшорного закона, требует отдельного обсуждения.
2. Приобретение товара через цепочку различных организаций-контрагентов
Данный метод позволяет завысить расходы по налогу на прибыль, возмещать НДС.
Главное, на что ориентирует судебная практика в данном случае — это реальность хозяйственных операций, их рыночный характер, осмотрительность при выборе контрагента (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12, Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 № 309-КГ14-2191). При этом само по себе наличие у общества посредника в цепочке поставки товара не свидетельствует автоматически о намерении получить необоснованную налоговую выгоду (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 302-КГ14-3432).
3. Дробление бизнеса в целях применения специальных налоговых режимов
Налоговая выгода достигается из-за применения участниками раздела бизнеса специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД), позволяющих уменьшить налоговую нагрузку.
Очевидно, что для избежания рисков налоговая экономия не должна быть единственной целью.
При этом судебная практика исходит из того, что если имело место не разделение бизнеса, а прекращение деятельности с организацией ее на основе вновь созданной компании, то доначисление налогов незаконно. В частности, для этого общества должны осуществлять самостоятельные виды деятельности, не являющиеся частью единого производственного процесса, учредители новой компании не являются номинальными лицами (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15570/12).
Подводя итоги, можно сказать, что применение тех или иных схем налоговой оптимизации требует осторожного, взвешенного подхода, анализа всех существующих рисков, учета судебной практики.
Адвокат Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры"