Экспертные статьи
В середине прошлого десятилетия в Швейцарии была подписана Конвенция о труде в морском судоходстве. В отношении России она действует с 2013 года. Заключая этот международный договор, страны посчитали, что морское судоходство носит глобальный характер, поэтому моряки нуждаются в специальной защите.
Особое место в данной Конвенции занимает Стандарт A4.2, который предполагает, что все страны-участницы Конвенции принимают нормативные правовые акты, устанавливающие ответственность судовладельцев за охрану жизни и здоровья своих моряков. Что же подразумевает эта абстрактная формулировка? Во-первых, судовладельцы компенсируют расходы моряков, связанные с их болезнью и травмами, произошедшими с момента начала трудовой деятельности до момента ее окончания. Во-вторых, судовладельцы выплачивают денежные средства моряку или его близким в случае длительной потери трудоспособности или при летальном исходе в результате болезни, опасности или профессиональной травмы. В-третьих, судовладельцы оплачивают морякам медицинское обслуживание, в том числе лечение, обеспечение терапевтическими средствами, необходимыми лекарствами. Кроме того, работодатели оплачивают проживание с питанием вне дома до тех пор, пока травмированный или больной моряк не вылечится или пока не станет известно о постоянном характере заболевания или о полной потере трудоспособности. В-четвертых, работодатели оплачивают погребение в случае смерти, произошедшей на борту судна или на берегу.
Данные нормы Конвенции адресованы государствам, которые обязаны установить соответствующие гарантии в своем внутреннем праве.
В российском праве существуют общие нормы о несчастных случаях на производстве (ст. 227-231 ТК РФ), которые распространяются в том числе и на профессиональные травмы при нахождении на морском, речном судне в рабочее или свободное от вахты и судовых работ время.
Если на борту судна произошел несчастный случай, то потерпевший или свидетель обязаны доложить о происшедшем капитану и вахтенному офицеру. Если судно находится в плавании, то капитан судна обязан незамедлительно сообщить о происшествии судовладельцу (работодателю). При несчастном случае на российском судне составляется акт по форме Н-1 (Н-1ПС), а на иностранных судах аналогичный документ – Incident Report. Именно на основании этих актов моряку или его семье причитается компенсация.
Если на борту судна произошел групповой несчастный случай (два и более потерпевших), тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом судовладелец (работодатель) после поступления информации о происшедшем обязан в течение одних суток направить извещение по установленной форме:
1) в соответствующий территориальный орган государственной инспекции труда;
2) в прокуратуру, находящуюся по месту регистрации судна;
3) в соответствующий профсоюз;
4) страховщику в рамках социального страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
При профессиональной травме моряк вправе претендовать на пособие по временной нетрудоспособности, страховые выплаты, оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией. Данные денежные суммы, кроме пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваются Фондом Социального Страхования РФ.
Пособие уплачивается работодателем за весь период временной нетрудоспособности застрахованного моряка в размере усредненного заработка до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности или выздоровления. Сумму таких выплат Фонд социального страхования РФ засчитывает работодателю как уплату страховых взносов.
Страховые выплаты бывают двух видов: единовременные и ежемесячные. Моряк или его близкие имеет право на их получение в двух случаях: если согласно заключению специального учреждения медицинской и социальной экспертизы профессиональная травма привела к утрате профессиональной трудоспособности и если профессиональная травма привела к смерти моряка.
Сумма первого вида страховой выплаты является гибкой и утверждается каждый год законом о бюджете. Регулярно эта сумма увеличивается. В 2016 году размер выплаты составляет 90 401,9 рубля – это базовое значение, которое соответствует стопроцентной утрате профессиональной трудоспособности и при расчете сумма умножается на соответствующий процент утраты профессиональной трудоспособности. В случае же летального исхода родные моряка получают 1 миллион рублей.
Что касается регулярных выплат, то базовой суммой является усредненный размер заработка моряка. Далее эта базовая величина также умножается на определенный процент утраты проф. трудоспособности.
Как показывает практика, работодатели и страховой фонд, пользуясь правовой неграмотностью граждан, неохотно идут на выплату компенсаций пострадавшим морякам, отказывая или уменьшая размер выплат по тем или иным основаниям. В большинстве своем такие действия неправомерны, поэтому для защиты прав рекомендуется обращаться за консультацией к адвокатам.