Экспертные статьи
Проект «экономической» амнистии, как утверждают его инициаторы, обусловлен необходимостью улучшения инвестиционного климата в России. В связи с этим тема и была поднята на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Согласен, применение активных мер по улучшению этого самого климата действительно необходимо: количество участников форума значительно сократилось, и вместо 5400 человек из 89 стран в прошлом году форум 2013 года посетило лишь 3700 из 66 стран.
Напомню, кстати, что Владимир Путин изначально не поддержал упомянутый проект, назвав его «сырым», так как в нынешней его редакции на свободу могут выйти «настоящие» преступники.
В действиях президента есть логика. Большая часть благих законопроектов в нашей стране обречена на искаженное применение. При многочисленных изменениях, шлифовках и рассмотрениях теряется само существо законопроекта.
Вспомню запрет на управление автомобилем при наличии в крови любого количества алкоголя. Разговоры об абсурдности новеллы ни к чему не привели, и сейчас мы возвращаемся к разрешенному уровню промилле. После такого у российского юридического сообщества не без оснований возникает ощущение, что законодатель работает по принципу «попробуем, а там посмотрим». Проект постановления Государственной думы об объявлении амнистии — из этой же серии.
В нынешнем виде он позволяет освободить от наказания массу категорий сидельцев: от впервые осужденных до получивших срок за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Хорошо, что возможности освобождения от уголовной ответственности за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг проект все же не предусматривает.
Однако, амнистия, как таковая, не способствует улучшению инвестиционного климата в России. Инвестиционная привлекательность страны в первую очередь зависит от четких правил ведения бизнеса, исключения двойных стандартов при его ведении, а также понятной всем законодательной базы и однозначной судебной практики.
Куда адекватнее выглядело бы повышение уровня квалификации судейского аппарата, исключение коррупционной и административной составляющей при отправлении правосудия. И тогда никому не придется отпускать сомнительно осужденных и ломать голову над инвестиционной привлекательностью страны.
Сегодня трудно говорить о предсказуемости судебной власти и адекватном применении действующих правовых норм. Суды общей юрисдикции в массовом порядке допускают процессуальные нарушения, и за совершение экономических преступлений привлекаются не предприниматели, а сотрудники учебных учреждений или иные физические лица без специального экономического статуса (в нарушение, кстати, положений Постановления Пленума ВС №15 от 10 июня 2010 года). Как можно в таких обстоятельствах говорить о каких-либо перспективах и долгосрочном планировании бизнеса?
Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»