Экспертные статьи
Бункеровочный бизнес ежегодно претерпевает множество изменений. Главные из них направлены на коррекцию структуры осуществления продаж топлива. Все больший объем продукции (около 70%) реализуется судовладельцам и международным трейдерам (иностранным бункерным компаниям). Число поставляемых судов топлива постоянно увеличивается, т.к. в этом заинтересованы все больше покупателей.
На сегодняшний день рынок бункеровки России оценивается примерно в 6 млн. тонн топлива. Около 20% из этого объема принадлежит компании «Газпромнефть». Данная компания охватывает свыше 10 морских и речных портов. Основная доля продаж в России (1/3 объема судового топлива) приходится на северо-западные регионы. Половина объема всех розничных продаж происходит в Санкт-Петербурге.
Как работают отечественные и зарубежные компании
Львиная доля клиентов, заинтересованных в покупке продукции данной отрасли, отводится на иностранные судоходные компании – 80%. Это связано с тем, что флота в России становится все меньше, осталось всего около 20 пароходств.
Существенно различается сотрудничество с российскими и зарубежными компаниями. Например, отечественные представители практикуют оформление контрактов, сроком на 1 год. В этом случае важно правильно составить договор с учетом возможных колебаний цен и других аспектов. Поэтому без помощи квалифицированного юриста не обойтись.
Иностранные компании предпочитают работать на слоте. Это значит, что по каждой бункеровке принимаются отдельные решения после тщательно анализа уровня цен на определенный момент времени.
Практикуется линейный флот, когда планируется долгосрочное сотрудничество. Оформление контрактов в этом случае выгодно для всех сторон: судовладельцы могут быть уверены в поставке грузов по фиксированной стоимости, а поставщики имеют гарантию реализации топлива. Чтобы избежать рисков на данном этапе, важно составить контракт правильно.
Речная бункеровка
Активно происходит расширение географии деятельности компаний. Открываются новые офисы в регионах и международные управления для удобной работы с иностранными субъектами. Основываются новые порты морского и речного управления для танкеров различной грузоподъемности (от 200 до 5000 тонн).
Развитие речного направления имеет свои преимущества. Речной транспорт обходится гораздо дешевле железнодорожного и автомобильного. И в результате увеличения объемов перевозок грузов по рекам увеличится объем бункеровок на внутренних водных сообщениях. Поэтому планируется расширение объемов продаж судового топлива на внутреннем рынке до 20 %.
На данный момент бункерный флот обновляется, а возрастные суда (которые эксплуатируются свыше 25 лет) утилизируются, т.к. требуют значительных затрат на обслуживание и ремонт. Регулярно закупаются танкеры – в среднем ежегодно приобретается 2 единицы. Для внутренних водных путей обычно пользуются флот местных баржинговых компаний, т.к. это выгодно с точки зрения экономии финансовых средств и времени.
Стратегия развития бизнеса бункеровочной отрасли
Усовершенствование терминальной сети в России – одно из главных направлений стратегического плана развития данного бизнеса. Для этого необходимо выбрать оптимальные точки расположения терминалов, способы их возведения, а также подписать соответствующие соглашения между компаниями и портами.
Прогнозируется и развитие новых проектов за рубежом (в Сербии, Румынии, Прибалтике и т.д.). Но сначала крайне необходимо разработать соответствующие технические регламенты по бункеровкам, которые отсутствуют во многих странах. Успешность работы компаний бункеровочного бизнеса за границей складывается из трех составляющих: наличия ресурсов, своей клиентской базы и технической инфраструктуры.
В соответствии с запланированной стратегией развития к 2020 году российские компании займут 2% (4,5 млн. тонн) мирового бункерного рынка. Планируется расширение сферы влияние за рубежом. Компании не перестанут быть отечественными поставщиками, но большую часть топлива планируется реализовывать иностранным субъектам.
Адвокат Андрей Комиссаров, Руководитель коллегии адвокатов "Комиссаров и Партнеры".