Экспертные статьи
Административная ответственность публичных акционерных обществ за нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
1. Введение
Обязанность по предоставлению и раскрытию публичными акционерными обществами информации на финансовых рынках установлена главой 7 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», главой XIII Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «Положениями о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П) и др. актами.
Действующим законодательством, а именно ст. 15.19. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение обязанности по предоставлению и раскрытию информации на финансовых рынках.
Необходимо различать ответственность по ст. 15.19. КоАП РФ, и ответственность по ст. 185.1. УК РФ, регулирующей привлечение к уголовной ответственности за злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Под ст. 185.1 УК РФ попадают исключительно злостные (неоднократные, продолжительные) действия (бездействия) при уклонении от раскрытия или предоставления информации, либо действия по предоставлению заведомо неполной или ложной информации, в результате которых причинен крупный ущерб в размере от одного миллиона пятисот тысяч рублей.
Появление ст. 15.19. КоАП РФ связанно с необходимостью обеспечения участников рынка ценных бумаг максимальным объемом достоверной информации, наличие или отсутствие которой влияет на стоимость финансовых инструментов. Тем самым законодатель поддерживает информационную открытость для целей совершения сделок с ценными бумагами, реализации прав из них и принятия необходимых решений. Именно информация в условиях сложившихся рыночных отношений существенно влияет на стоимость активов выраженных в ценных бумагах.
Некоторые суды отмечают, что существенная угроза охраняемым ст. 15.9 КоАП РФ общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 № 07АП-9083/2015 по делу № А45-12118/2015), т.е. делают акцент на формальном составе данного правонарушения.
Согласно ст. 15.19. КоАП РФ к таким нарушениям относят:
- непредставление и нераскрытие информации;
- нарушение порядка и сроков представления либо раскрытия информации;
- предоставление либо раскрытие информации не в полном объеме;
- предоставление либо раскрытие недостоверной информации;
- предоставления либо раскрытие информации вводящей в заблуждение.
Перечень должностных лиц Банка России уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 15.19 КоАП РФ содержится в Приказе Банка России от 11.08.2017 № ОД-2280 «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях»
2. Административная ответственность,
связанная с нарушениями обязанности по раскрытию информации, перечень и
порядок раскрытия информации
Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по раскрытию информации определена в виде штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг законодатель определяет как обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Условия о сроках и способе раскрытия информации содержатся положениях о раскрытии информации и зависят от характера предоставляемой информации. Раскрытие информации может осуществляться в ленте новостей и/или на сайте в сети Интернет одного из распространителей информации на рынке ценных бумаг.
Для АО, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, установлено дополнительное требование о размещении на главной (начальной) странице эмитента в сети Интернет ссылки на страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку.
П. 2.17 Положений о раскрытии информации предусмотрено, что если последний день для предоставления либо раскрытия информации приходится на выходной или нерабочий праздничный день, АО вправе исполнить эту обязанность в ближайший рабочий день.
Перечень информации подлежащей раскрытию ПАО является достаточно обширным. Его можно подразделить на общую информацию подлежащую размещению любым эмитентом эмиссионных ценных бумаг и специальную информацию, которую должно раскрывать именно ПАО.
Перечень информации подлежащей раскрытию (Раздел VII Положений о раскрытии информации) и сроки, за исключением информации, обязанность по раскрытию которой возложена на отдельные категории ПАО:
Информация, подлежащая раскрытию |
Срок для раскрытия информации |
ежеквартальные отчеты |
не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала |
сообщения о существенных фактах |
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней |
годовой отчет публичного акционерного общества |
в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. |
годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности |
не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность органов публичного акционерного общества |
устав - в течение двух дней с даты, в которую узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации
Изменения (дополнения) в устав или устав в новой редакции не позднее двух дней с даты получения акционерным обществом документов уполномоченного государственного органа, свидетельствующих о государственной регистрации таких изменений и (или) дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и (или) дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа - не позднее двух дней с даты такого уведомления
|
сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества |
в срок не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала
|
решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг публичного акционерного общества |
не более двух дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг акционерного общества на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.
|
текст зарегистрированных изменений, внесенных в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (в программу облигаций, в условия выпуска (дополнительного выпуска) облигаций в рамках программы облигаций) |
в срок не более двух дней с даты опубликования информации о регистрации таких изменений на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа о регистрации указанных изменений посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше
|
уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества |
в срок не более трех дней с даты получения уведомления
|
уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества |
не более трех дней с даты получения подтверждения о принятии судом соответствующего иска к производству |
о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
|
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. |
о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц; |
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. |
об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации; |
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. |
о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества; |
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. |
о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией акционерного общества; |
в ленте новостей - не позднее чем за четыре рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи; на странице в сети Интернет - не позднее чем за три рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. |
о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения; |
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. |
о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентами голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного акционерного общества; |
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. |
о принятии судом к производству иска об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества. |
в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. |
годовая консолидированная финансовая отчетность
|
не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года; |
Промежуточная консолидированная финансовая отчетность
|
не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала; |
3. Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по предоставлению информации, перечень и порядок предоставления информации
Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по предоставлению информации определена в виде штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Общее понятие предоставления информации содержится в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Предоставление информации ПАО регулируется 2.9 Положений о раскрытии информации, ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Указаниями Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов», Письмо Банка России от 07.07.2015 № 06-59/5740 «О порядке предоставления акционерам документов акционерного общества». Некоторые разъяснения даны в информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ».
ПАО при поступлении от управомоченного лица запроса на предоставление информации обязано предоставить такую информацию в сроки и форме установленные законодателем с учетом положений устава и законных требований заявителя.
Предоставление информации для акционеров возможно путем ознакомления либо предоставления копий документов (абз. 2 п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»).
Кроме акционеров право на предоставление информации имеют: лица, у которых были выкуплены акции публичного акционерного общества, лицам, реализующие права по акциям, представители РФ, субъекта РФ, муниципального образования при использовании в отношении общества специального права на участие в управлении им, т.е. «золотой акции» (п. 2 Указание Банка России от 22.09.2014 N 3388-У).
Лица, у которых были выкуплены акции публичного акционерного общества вправе требовать предоставление информации о деятельности общества, связанной соответственно с определением действительной стоимости доли, подлежащей выплате обществом, либо с определением цены выкупленных акций (абз. 2 п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144).
Перечень документов, которые обязано ПАО предоставить акционерам, а так же специальные требования к акционерам, которые вправе получать определенную информацию содержатся в ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Важно отметить, что если документ, требуемый управомоченным лицом, размещен ПАО в сети «Интернет» в свободном доступе, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации, то акционерное общество на основании пп. 1 п. 8 ст. 91 Закона «Об акционерных обществах» вправе отказать в доступе к документу.
Также Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 10 установлены случаи, когда ПАО освобождается от обязанности по раскрытию и (или) предоставению информации, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
К данным случаям относятся:
совершение сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;
совершение сделки, заключенной с российскими юридическими лицами и физическими лицами, в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера.
Перечень документов обязательных для предоставления ПАО акционерам:
Предоставляемая информация |
Наличие дополнительных требований к акционеру, заявившему требование о предоставлении информации |
договор о создании общества |
по требованию любого акционера |
документ, подтверждающий государственную регистрацию общества |
|
решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг |
|
утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов; |
|
положение о филиале или представительстве общества; |
|
годовые отчеты; |
|
годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней; |
|
формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера; |
|
документы, полученные обществом при приобретении более 30 процентов акций |
|
протоколы общих собраний акционеров |
|
списки аффилированных лиц общества |
|
заключения ревизионной комиссии общества |
|
проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию подлежащую раскрытию |
|
уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения; |
|
судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска. |
|
информация, касающаяся сделок (односторонних сделок), являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок; |
по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества при условии указания деловой цели получения данной информации |
протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества;
|
|
отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность |
|
протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); |
по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций общества
|
документы бухгалтерского учета.
|
|
гражданско-правовые договора (п. 30 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017). |
Предоставление указанной выше информации осуществляется в течение семи рабочих дней, при соблюдении дополнительных требований установленных законом, и уставом (предварительная оплата расходов, заключения соглашения о конфиденциальности др.).
Если управомоченным лицом запрашиваются копии документов значительного объема (более 10 документов и (или) более 200 страниц) срок предоставления документов может быть продлен не более чем двадцать рабочих дней (п. 15 Указаний Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов»).
Дополнительный перечень документов, которые ПАО обязано хранить и представлять по требованию акционера, определен также Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.
4. Судебная практика применения норм об административной ответственности, связанной с нарушениями ПАО обязанности по раскрытию и предоставлению информации на финансовых рынках.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П суд указал на возможность судами снижения минимального размера штрафа для юридических лиц по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела. В дальнейшем эта возможность была законодательно закреплена в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В этом же Постановлении Конституционного Суда РФ указаны основания для снижения штрафа, к которым относится: характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания.
Необходимо отметить, что некоторые суды при рассмотрении подобных дел применяют нормы регулирующие освобождение от административной ответственности вследствие малозначительности административного правонарушения, а именно ст. 2.9 КоАП РФ (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2018 № Ф06-31139/2018 по делу № А57-15284/2017, Постановление ФАС Центрального округа от 26.08.2010 по делу № А54-120/2010).
Согласно п. 18. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Применяя данное положение суды должны учитывать характер информации, в отношении которой была нарушена обязанность по раскрытию и предоставлению. Если отсутствие данной информации не может причинить ущерб отношениям на финансовых рынках, а также причинить вред конкретным управомоченным лицам, то формальное разовое неисполнение данной обязанности, при отсутствии недобросовестности в действиях ПАО должно расцениваться судами как малозначительное правонарушение либо являться основанием для снижения штрафа, в том числе ниже предела установленного ст. 15.9 КоАП РФ.
В тоже время есть и иная позиция судов, согласно которой наступление общественно - опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния и отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 № 02АП-10544/2015 по делу № А29-8364/2015).
Суды должны оценивать обстоятельства, при которых ПАО нарушило обязанности по предоставлению и/или раскрытию информации: связано ли неисполнение обязанностей с корпоративным спором; намерено ли акционерное общество скрыло информацию; добросовестно ли действует управомоченное лицо; не может ли исполнение в срок требование акционера привести к приостановлению или существенному затруднению деятельности ПАО (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 № 8-О-П, абз. 2 п. 11 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144); на какой срок была нарушена обязанность по раскрытию и предоставлению информации; были ли своевременно приняты ПАО меры по изменению (корректированию) информации, в соответствии с п. 2.4. Положений о раскрытии информации; сообщило ли ПАО об отсутствии у него требуемых документов в соответствии с п. 12 Указаний Банка России от 22.09.2014 № 3388-У.
Если же ПАО совершает несколько действий (бездействий), входящих в объективную сторону одного состава административного правонарушения предусмотренного ст 15.9 КоАП РФ с альтернативно указанными действиями, то указанные обстоятельство не свидетельствуют о совокупности административных правонарушений, а являются основанием для квалификации данных действий как одного административного правонарушения (п. 3 «Обзора судебной практики по актуальным вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утвержден на заседании президиума Арбитражного суда Уральского округа 23.06.2017).
По некоторым делам суды признают незаконным и отменяют постановления о привлечении к административной ответственности из-за нарушения процедуры привлечения к административной ответственности (Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2016 № 304-АД16-13985 по делу № А67-4942/2015, Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2016 № 304-АД16-10429 по делу № А67-4940/2015), либо истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2014 № Ф07-1909/2014 по делу № А21-6646/2013).
В результате анализа действующего законодательства, а также судебной практики применения ст. 15.19 КоАП РФ можно сделать вывод, что в настоящий момент установлены и рекомендуются достаточно жесткие санкции в отношении правонарушителей, что связано с повышенным интересом государства в привлечении инвестиций, в развитии рынка ценных бумаг и в создании более совершенного правового регулирования, обеспечивающего защиту интересов участников рынка.
Специально для журнала "Акционерное общестов"