Злоупотребление правом на проведение публичного мероприятия будет караться штрафами

 

 В Думу внесен законопроект о введении административной ответственности за непроведение согласованных публичных мероприятий без предупреждения уполномоченных органов.

По мнению одного из экспертов, во избежание необоснованного привлечения к ответственности организаторов публичных мероприятий законопроект следует дополнить критериями, по которым станет возможно определить отсутствие цели их проведения. Другой обратил внимание, что предлагаемые изменения вынуждают организаторов подавать согласование только на одну площадку, по которой власти могут дать отказ, при этом проведение митинга, демонстрации либо иного массового мероприятия в правовых рамках станет невозможным.

В Государственную Думу внесен законопроект № 468798-7 о дополнении КоАП РФ ст. 20.3, которая вводит ответственность за злоупотребление организатором публичного мероприятия правом на его проведение. По ее смыслу, такое злоупотребление выражается в подаче уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения или в несоблюдении требования об уведомлении уполномоченного органа об отказе от его проведения. Параллельно с этим вносится законопроект № 468834-7, устанавливающий обязанность организаторов уведомлять об отказе от проведения мероприятий.

В качестве ответственности за такое злоупотребление правом законопроектом предусматривается административный штраф – для граждан в размере от 5 до 20 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 до 30 тыс. руб., а для юрлиц – от 20 до 100 тыс. руб.

Как указывается в пояснительной записке, в силу требований п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях на уполномоченный орган власти возлагается обязанность обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание при необходимости участникам мероприятия неотложной медицинской помощи. Исполнение указанной обязанности предполагает расходование бюджетных средств на доставку металлоискателей и металлодетекторов, на оплату труда сотрудников ОВД, медработников, дежурящих во время проведения мероприятия, а в отдельных случаях также может влечь за собой необходимость перекрытия движения транспортных средств.

Разработка законопроекта связана с участившимися случаями недобросовестного использования права на проведение публичных мероприятий, выражающимися в том, что уполномоченные органы на основании поступивших уведомлений принимают необходимые меры для обеспечения проведения мероприятия, которое по факту не проводится. Зачастую такие случаи носят явно выраженный провокационный характер.

Как отметил руководитель КА «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров, на первый взгляд, идея ввести административную ответственность за злоупотребление правом на проведение публичных мероприятий кажется здравой. «Обеспечение общественного порядка на таких мероприятиях действительно требует расходования бюджетных средств», – согласился он.

При этом, по словам Андрея Комиссарова, если посмотреть, в каких условиях принимается данный законопроект, возникают некоторые вопросы. «Как показывает практика, нередко органы государственной власти и местного самоуправления отказывают организаторам в проведении публичных акций. В связи с этим многие организаторы вынуждены подавать уведомления сразу на несколько площадок, чтобы провести согласованное мероприятие на одной из них. Изменения, предлагаемые депутатами, вынуждают организаторов подавать согласование только на одну площадку, по которой власти могут дать отказ. Следовательно, проведение митинга, демонстрации либо иного массового мероприятия в правовых рамках станет невозможным», – отметил эксперт.

Как полагает Андрей Комиссаров, подобного рода нововведения должны сопровождаться ужесточением ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за необоснованный, неправомерный отказ в согласовании, который препятствует реализации гражданами конституционного права на мирные собрания.

Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин отметил, что вопреки содержащимся в пояснительной записке доводам массовые злоупотребления, выражающиеся в подаче уведомления о проведении публичного мероприятия без таковой цели, начались отнюдь не в 2017 г., а летом 2012 г., когда различные группы молодых людей подавали уведомление о проведении шествия, требовали обеспечить на данное «шествие» явку представителей органов правопорядка, а после того, как им предоставлялись все предусмотренные законом гарантии, совершали пешую прогулку по городу в сопровождении сотрудников правопорядка. Как полагает Василий Ваюкин, право, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ, используется ими как способ развлечения при отсутствии в законодательстве меры ответственности за совершение подобных недобросовестных поступков.

По мнению эксперта, во избежание необоснованного привлечения к ответственности добросовестных организаторов публичных мероприятий законопроект следует дополнить критериями, по которым станет возможно определить отсутствие цели проведения публичного мероприятия.