Судебный арест судов в интересах кредиторов судовладельца

Проблема задержаний, арестов морских судов в российской судебной практике в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Различные международные теории и практики государств влияют на разрешение этих вопросов. Однако национальное законодательство в этой области остается достаточно неоднозначным. Особенно сложным считаются аресты кораблей в интересах кредиторов.

Часто корабли и яхты приобретаются через залог, ипотеку. Вследствие этого возникают судебные разбирательства с должниками, которые по различным причинам больше не могут расплачиваться по кредиту. Другая причина неприятной встречи с кредиторами – задержка заработной платы членам команды. На практике встречались случаи, что из-за невыплаты денег за полгода морякам корабль арестовывался на несколько месяцев.

Арест судна – это процедура его задержания или ограничение передвижения, которая не влечет за собой распоряжение находящимся на борту имуществом. Международные конвенции и российское законодательство предусматривает налагать арест на него исключительно по «морским требованиям». Они возникают у физических и юридических лиц и предъявляются к судовладельцу.

Причины ареста

Морское судно может быть ограничено в передвижении или задержано на основании судебного акта по следующим требованиям:

Без предъявления «морского требования» ни одно морское судно задержано, а тем более арестовано, быть не может.

Процесс ареста

На основании Кодекса торгового мореплавания РФ арест морского судна во время его нахождения в пределах нашего государства происходит по постановлению суда, арбитражного суда или третейского суда по морским делам. Судно, на которое наложен арест, может быть арестовано при условии, что морское требование к его владельцу обеспечивается залогом либо его ипотекой. В то же время необходимо, чтобы при аресте находилось лицо, которому судно принадлежит по праву собственности.

Арест судна в интересах кредиторов

Отдельные лица, претендующие на судно, и кредиторы имеют на него право собственности. Участники, которые получили убытки при его эксплуатации, и кредиторы могут подавать «морские требования» к судну и его владельцу. На основании этих требований они могут добиться ареста судна. Суда имеет право арестовывать кредитор, обеспеченный морским или ипотечным залогом.

Однако сегодня распространены случаи, когда кредиторы пытаются арестовать любое судно владельца, а не именно то, которое находилось под залогом. Согласно закону, это в корне не верно. Под арест может попасть только виновный корабль, а не другой, принадлежащий одному и тому же владельцу. Суда может арестовать только кредитор, обеспеченный ипотечным или морским залогом. Кредитор, имеющий обеспечение долга, может наложить арест только на виновное судно.

Защита владельца арестованного судна

Арест морского судна, несомненно, повлечет за собой серьезные убытки для владельца. Поэтому законодательство защищает его следующим образом. В качестве условия ареста судебный орган может обязать лицо, требующее его задержания, предоставить обеспечение, связанное с любыми убытками, которые могут выявиться вследствие этого процесса.

Арест морского судна в интересах кредитора – сложный процесс, требующий вмешательства грамотного адвоката. Только опытные юристы по морскому праву помогут судовладельцу избежать потерь времени и денег. В то же время кредиторам также следует заручиться помощью адвоката. Некоторые пробелы в отечественном законодательстве и недостаточная судебная практика в этом вопросе, могут негативно повлиять на исход дела.

Источник: http://sailingunion.ru/sudebnyy-arest-sudov-v-interesah-kreditorov-sudovladelca.html