Правовое регулирование морских перевозок: мнение адвоката

Государственное регулирование в области осуществления морских перевозок и иной морской деятельности в водах РФ. Взгляд адвоката.

Сфера морских перевозок сегодня остается не полностью подвластна государственному регулированию. Почему так получается и какие существуют недостатки в правовом регулировании перевозок? Об этом читайте в нашей статье.

Наша страна обладает самыми протяженными на Земле внутренними водными путями. Общая протяженность всех ее рек – более 12 миллионов километров. Наличие такой огромной сети водных путей требует эффективного правового регулирования перевозок. Особенно это касается внутреннего водного транспорта России.

Это важнейший элемент транспортной системы. К примеру, себестоимость перевозок данным видом транспорта значительно ниже, чем авиационным или автомобильным. Сейчас на госучете находится около полутора миллионов маломерных судов. Технический и государственный надзор за их деятельностью осуществляет МЧС России.

 Основные функции ГИМС МЧС России: аттестация судовладельцев и выдача им удостоверений, подтверждающих право управлять маломерным судном; контроль соблюдения требований обеспечения безопасности на воде; проведение классификации, учета, технического освидетельствования судов, выдача им государственных номеров; ведение производства по делам об административных правонарушениях при перевозках; ведение Единого реестра зарегистрированных судов.

Именно это ведомство контролирует морские перевозки, - комментирует адвокат Андрей Комиссаров, руководитель компании «Комиссаров и Партнеры». - Однако, несмотря на, казалось бы, сформированную правовую систему государственного регулирования, в ней еще остается ряд серьезных пробелов.

 По мнению адвоката, пока не до конца сформировано понятие флага корабля и флага государства. Так, если капитан корабля и вся его команда граждане РФ, но само судно зарегистрировано, скажем, в Латвии, оно будет считаться латвийским и подчиняться законам этой страны.

Пробелы в законодательстве

Часто бывает, что отечественные судовладельцы специально идут на это, для того чтобы не платить высокие налоги в отечественный бюджет. Это еще одна брешь, от которой несет убыток казна. Кроме того, нередко возникают спорные ситуации, где разобраться без услуг адвоката бывает сложно.

Проверка судна

Но основные принципы государственного регулирования все же действуют и в области морских перевозок. К примеру, ежегодно пассажирские и грузовые судна проходят процесс технического осмотра. Сотрудники МЧС отдела ГИМС внимательно осматривают каждый корабль, выдавая в конце, заключение о его пригодности к перевозкам. Особое внимание уделяется суднам, осуществляющим перевозки пассажиров. Кроме наличия необходимого числа спасательных жилетов и спасательных кругов, существует еще ряд серьезных требований, соответствовать которым непросто. Именно этот момент многие судовладельцы считают одним из сложных при осуществлении своей деятельности. Получить лицензию на морские перевозки, а потом пройти техническое освидетельствование – это 80% успешно начатого в новом году судоходного бизнеса. Часто бывает, что из-за отсутствия всего одной необходимой характеристики корабль не проходит техосмотр. Большое внимание сегодня государство уделяет социальной защите команде корабля. В практике встречаются случаи, когда из-за невыплаты зарплаты, матросам просто не на что купить себе продукты. Они остаются в зарубежном порту, ожидая, когда получат долгожданные деньги. На помощь приходят адвокаты, которые начинают разбираться в причинах задержки. Одновременно с ними работает трудовая комиссия. Ее работники устанавливают возможность выплаты заработной платы команде из резервных источников компании судовладельца.

 Для личных целей

Серьезной проблемой для государственного надзора остается использование маломерных судов в личных целях. Сейчас значительно увеличилось количество яхт и катеров. Многие из них используются владельцами для отдыха или туризма. Но некоторые, наиболее предприимчивые субъекты применяют их нелегально для перевозок пассажиров. Сейчас нет закона, запрещающего заниматься перевозками людей на маломерных судах. Поэтому судовладельцы используют пробел законодательства, не выплачивая налога на прибыль. ГИМС разводит руки: «Мы можем штрафовать их исключительно за административное нарушение, если, к примеру, отсутствует жилет или права. На нелегальность их действий мы никак не можем отреагировать». Российское государство осуществляет контроль речных и морских перевозок при помощи ряда законопроектов и ведомств. Однако даже несмотря на, казалось бы, огромный инструментарий, остаются вопросы, которые под силу решить лишь профессиональным юристам.

 

Источник: http://ppt.ru/guide/news/131882