Морские перевозки - особенности и юридическое оформление!

В последнее время более востребованными становятся морские перевозки. Такая популярность обусловлена многочисленными преимуществами. Основные из них – минимальный риск повреждения грузов, возможность перевозки различных веществ, относительно низкая стоимость. Также это наиболее удобный способ перевозки габаритных грузов, т.к. развитие морского транспорта позволяет создавать оптимальные условия для хранения и обслуживания различных товаров.

 

Виды морских перевозок

В зависимости от вида перевозимого груза, различают 3 способа морской транспортировки: контейнерные, навалочные и ролкерные перевозки. Каждый из них имеет свои особенности, на которые влияет тип и объем груза, оснащение судна, необходимость в дополнительном обслуживании и т.д. Все эти факторы важно учитывать во время логистических расчетов, оформления документов, решения вопросов на таможне и т.д.

Отдельно следует выделить перевозки с помощью танкеров (для нефтепродуктов и наливных грузов) и рефрижераторных флотов, которые имеют ряд своих особенностей. Например, для танкеров необходим специализированный порт, чтобы осуществлять погрузочно-разгрузочные работы и хранить груз. Вопрос организации танкерного флота имеет особое значение, т.к. перевозимые опасные вещества могут повлиять на безопасность и экологическую обстановку вокруг.

Необходимый пакет документов

Одной из особенностей перевозки груза морским транспортом является сложность оформления документации с точки зрения юридических аспектов. Важно собрать все необходимые документы и грамотно их оформить.

Чтобы отправить какой-либо груз с помощью перевозки морским транспортом, экспедитор должен заключить договор фрахтования с судовладельцем от имени продавца. Для оформления этого документа подписывается чартер или букинг-нота.

Чартер зачастую используется в трамповом судоходстве и иногда в линейном во время контейнерных перевозок для отдельной партии груза. Он не относится к ценным бумагам и не может заменить коносамент. Однако в чартере обычно прописаны условия для оформления коносамента.

Для погрузки товаров необходим коносамент, который удостоверяет право собственности на груз. Чтобы осуществить приемку товаров, выдаются морские накладные и доковая расписка (она подтверждает получение груза). После погрузки на судно выдается штурманская расписка. Когда товары доставят в конечный пункт (в порт), потребуется складское свидетельство.

Кроме перечисленных документов для организации морских перевозок потребуется еще много дополнительных: для таможенного оформления (согласно правилам Инкотермс), документы на груз и судно и т.д.

Правовое регулирование

Морские перевозки грузов являются одними из наиболее сложных в юридическом оформлении. Для их регулирования используется ряд законов внутри государств и международные конвенции. Условия перевозок могут быть различными, они регулируются Конвенцией ООН о морской перевозке грузов, а также Международной конвенцией об унификации некоторых норм права, касающихся коносаментов.

Также используются линейные и регулярные морские линии на основе соглашений между судовладельцами и различными государствами. Такие соглашения называются линейными конференциями, они регулируются Конвенцией о Кодексе проведения линейных конференций.

На рынке морских перевозок также пользуются чартерным договором, в котором предусмотрено более 60 условий. Ответственность определяется в соответствии с правилами коносамента и двухсторонними оговорками перевозчика и судовладельца.

При осуществлении перевозок морским транспортом необходимо учитывать внутреннее законодательство страны. В России приоритетными источниками являются Гражданский кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и ряд Федеральных законов и правил.

В случае непрофессионального подхода и ошибок в оформлении могут срываться сроки поставки, а владельцы груза или собственники судна привлекаться к ответственности и уплате штрафов. Как показывает практика адвоката Андрея Комиссарова, некоторые проблемы организации морской перевозки могут быть решены в досудебном порядке.

Источник: http://www.transportmm.ru/morskie-perevozki/2294-morskie-perevozki-osobennosti-i-yuridicheskoe-oformlenie.html