Могут ли чиновники искусственно поднять цены на жилье

Как расценивать предупреждение, выданное ФАС должностному лицу и кто нарушает антимонопольное законодательство? С этими вопросами помагал разобраться адвокат Андрей Комиссаров.

Во второй декаде января Федеральная антимонопольная служба РФ выдала Никите Стасишину, заместителю главы Министерства строительства и ЖКХ, предупреждение за поведение, которое может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Поводом для подобного «выговора» стало заявление чиновника о том, что в 2017 году цены на жилье будут не снижаться, а расти. По мнению «антимонопольщиков», хозяйствующие субъекты страны могут воспринять озвученную Стасишиным информацию как ориентир для своей дальнейшей деятельности. А высказывания подобного рода, подчеркнул руководитель ФАС Рачик Петросян, недопустимы, поскольку они могут спровоцировать рост цен на жилую недвижимость.

Заместитель Михаила Меня выдвинутые обвинения посчитал неправомерными. Чиновник утверждает, что сделанные им заявления о динамике развития рынка недвижимости нельзя квалифицировать как какую бы то ни было координацию экономической деятельности, а его предположение о росте цен основано на фактических данных Росстата и полностью укладывается в компетенцию Минстроя. Как сообщается, Стасишин оставил за собой право обратиться в суд, чтобы ходатайствовать о признании действий ФАС в отношении него незаконными.

Но некоторые представители юридического сообщества считают, что антимонопольный орган прореагировал в соответствии с имеющимися у него полномочиями, среди которых, в том числе, числится также применение мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение нарушений антимонопольного законодательства.

— ФАС, — поясняет представитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров, — истолковал высказывание замминистра как объявление о запрещенных Законодательством о защите конкуренции согласованных действиях хозяйствующих субъектов, направленных на повышение цен.

Однако подобное предостережение, развивает мысль эксперт, было бы более уместным в адрес какого-нибудь застройщика или иного лица, имеющего фактическую возможность привести в исполнение сказанное. Вряд ли господин Стасишин как замглавы Минстроя способен непосредственно диктовать условия ценовой политики организациям строительного комплекса. А если подобные действия находятся за пределами его возможностей, как его можно предостерегать против их совершения?

— С другой стороны, — рассуждает Андрей Комиссаров, — прогнозы должностного лица уровня замглавы министерства РФ, конечно, могут быть восприняты близко к сердцу участниками строительного рынка. Однако в строительных организациях работают далеко не примитивные экономисты, которые и без мнения представителей исполнительной власти в состоянии оценить динамику цен и сделать прогнозы. Ничто не мешает им самостоятельно ознакомиться с результатами статического анализа показателей строительного комплекса экономики, сделать собственные выводы и, исходя из них, запланировать ценообразование на будущие финансовые периоды.

Источник: http://svpressa.ru/realty/article/165018/?rss=1