Конкуренция между нефтяными компаниями за рынок бункеровки!

Рынок бункеровки (услуг по заправке речных и морских судов ГСМ) является одним из основных сегментов мировой торговли нефтепродуктами. В наше время конкуренция между нефтяными компаниями России становится более жесткой.

Эксперты говорят о том, что 70% отечественного рынка бункеровки судов находятся под влиянием крупных холдингов: «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Транснефть». Каждый нефтяной гигант имеет специализированные дочерние компании. Все они преследуют одни и те же цели: увеличение рыночной доли и объема продаж.

На распутье.

Основной потенциал для их роста – увеличение объема грузоперевозок морским транспортом. Однако пока окончательно неясно: какое направление выберут сами судовладельцы. «В связи с ужесточением экологических требований и высокой стоимостью нефти могут оказаться востребованными дизель, мазут, природный газ», - комментирует адвокат Андрей Комиссаров.

Российская Федерация обладает обширными внутренними водными путями и выходом к нескольким морям. Ежегодно тысячи судов осуществляют пассажирские и грузовые перевозки в огромных объемах. При этом обеспечение кораблей топливом долгое время было делом средних компаний, работающих в одном порту. Часто бункеровка была монопольной деятельностью аффилированных с портом фирм.

Несколько лет назад ситуация начала меняться. В игру включились крупные нефтяные компании. В наши дни розничная заправка на борт занимает около 70% всего объема реализации топлива для кораблей. Собственные бункеровочные компании имеют «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть».

Нефтяные гиганты смогли быстро занять ведущее положение в бункеровке. При объеме отечественного бункеровочного рынка 6-7 млн. тонн в год доли этих компаний составляют по 14-18%. Существует и ряд крупных независимых операторов, обслуживающих клиентов в определенных регионах.

Речная сфера.

Большинство крупных игроков отечественного рынка бункеровки ведут свою работу и в морских, и в речных портах. Наиболее динамично развивающимся считается речное направление. Раньше компании на него меньше обращали внимания. Нефтяные холдинги, имеющие собственную переработку, могут покрыть потребности обоих сегментов.

Емкость такого рынка велика: крупные речные предприятия могут потреблять несколько десятков тонн топлива в год. Однако, учитывая особенности российского рынка, большинство компаний планирует развивать свою деятельность за рубежом. К примеру, «Роснефть» договаривалась с турецкой фирмой о создании совместного предприятия по бункеровке кораблей в Черном море. «Лукойл» поставляет топливо в Италию через свою дочернюю компанию.

Кроме того, бункеровка осуществляется и в ряде североафриканских портов. «Газпромнефть» несколько лет назад приступила к бункеровке нефтепродуктов на суда в Стамбуле. Конечно, с такими нефтяными гигантами сложно соперничать, поэтому нередко встречаются случаи черного рынка бункеровки. Некоторые судовладельцы отдают предпочтение такому способу заправки благодаря дешевизне топлива. Однако такой выбор может быть чреват не только для материально-технического состояния судна, но и экологической обстановки в конкретном регионе.

Переход на новое топливо.

В борьбе за клиента бункеровочные компании используют различные методы. Кто-то предлагает топливо по более демократичным ценам, а кто-то делает ставку на его качество. Сегодня ужесточаются экологические нормы, требования по выбросам вредных веществ в атмосферу и акваторию. Это заставляет судовладельцев переходить на менее тяжелое топливо и перестраивать сами нефтяные компании. Некоторым из них придется модернизировать свои нефтеперерабатывающие предприятия, чтобы оставаться на плаву.

Речные судоходные компании сталкиваются с другой проблемой. Резко подорожавшее топливо становится многим не по карману, поэтому они решают переходить на мазут. Такие топливные альтернативы требуют от руководства бункеровочных фирм быстрых и адекватных решений, предусматривающих и капитальные вложения. Какими они будут в ближайшее время, пока сказать сложно.

Однако очевидно, что конкурентный тандем крупных нефтяных холдингов изменить новому игроку на рынке бункеровки будет непросто. Неизбежным является и тот факт, что такая активная экспансия нефтяных холдингов может привести к дальнейшему усилению конкуренции. В настоящее время выход на иностранных деловых партнеров и установление с ними связей – ресурс, который исчерпали большинство из компаний.

Можно с уверенностью говорить о том, что эту долю рынка в ближайшем будущем ждут перемены. 

 

Источник: http://www.transportmm.ru/transportnaya-logistika/2337-konkurencziya-mezhdu-neftyanymi-kompaniyami-za-rynok-bunkerovki.html