Адвокат: отношение с экипажем

Российское законодательство, которое регламентирует труд моряков, не сводится исключительно к трудовому законодательству. Здесь могут применяться нормы морского права, транспортного и гражданского права. Во время профессиональной деятельности моряков нередки конфликтные ситуации, которые возникают между «штатниками» различного уровня, экипажем и судовладельцем. Как урегулировать такие отношения и минимизировать риски судовладельца, мы разбираемся вместе с адвокатом Андреем Комиссаровым.

Труд моряков имеет определенную специфику. В отличие от труда других работников, он предусматривает использование норм, которые содержатся в нескольких нормативных правовых актах. Их деятельность регламентируется не только трудовым кодексом, но и кодексом торгового мореплавания.

Участники трудового договора

Экипаж судна подразделяется на две большие группы:

1. Командный состав: работники, выполняющие во время плавания обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации судна либо занятые на обслуживающих работах. К ним относятся: капитан, его помощники, радиоспециалисты, механики, врачи, мастера.

2. Судовая команда: работники, не относящиеся к командному составу, и те, кто обслуживает пассажиров.

Сложности труда членов экипажа корабля объясняются их длительным отсутствием на месте постоянного проживания, отдаленностью от социально-бытовой структуры и изоляции от других граждан. Именно эти факторы являются основополагающими при возникновении конфликтов. Они же налагают отпечаток на содержание самого трудового договора, который заключается между судовладельцем – работодателем и членами экипажа.

Отношения с экипажем

Единственным полномочным представителем судовладельца на корабле является его капитан. Срок действия договора завершается с момента списания работника, когда он заходит в порт по окончании очередного планируемого рейса. Сам владелец корабля имеет право и в одностороннем порядке расторгнуть договор, если его судно признано непригодным, погибло, не может продолжить свой путь из-за военных действий, блокады либо эмбарго.

Известны случаи, кода корабль, находясь в непригодном состоянии, не может покинуть порт другого государства. Моряки, оказавшись заложниками ситуации, в это время не получают заработной платы. Они ждут возвращения на Родину, где им выплатят обещанные деньги.

Однако судовладелец, нередко ссылаясь на пункты трудового договора, отказывается выплачивать им зарплату либо выдает ее не в полном объеме. Тогда экипажу приходится обращаться за помощью к адвокату, который в ряде случаев заставляет платить владельца корабля уже по решению суда.

На практике встречаются случаи, когда во время рейса один из моряков погибает. Тогда по трудовому договору работодатель обязан выплатить семье погибшего материальную помощь. Однако встречаются судовладельцы, пытающиеся пренебречь этой статьей договора. И здесь выход один – обратиться за услугами адвоката.

Нередко от действий экипажа страдают и сами судовладельцы. Трудовые споры возникают, в частности, во время транспортировки груза. На практике встречаются ситуации, когда команда корабля обращается с ценным грузом небрежно. В результате грузовладелец получает свой товар испорченным. Свои претензии он предъявляет компании судовладельца.

Помощь адвоката экипажу

Адвокаты говорят, что конфликтной ситуации можно избежать, если прибегнуть к страхованию. Причем страховать можно не только груз. Члены экипажа подлежат социальному страхованию от возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Страховать судовладельцу необходимо и счет заработной платы, чтобы команда корабля при возникновении внештатной ситуации не осталась без денег, а также расходы на репатриацию.

За последнее время резко возросло число моряков, желающих вернуться на Родину. Сегодня многие работают под «удобным» флагом. Регистрация таких кораблей отличается низкими налоговыми ставками. Большинство конфликтных ситуаций возникают именно из-за нарушения работодателями международных норм права.

Согласно им моряк не должен нести расходов, связанных с его возвращением домой. Однако не все судовладельцы горят желанием оплачивать его репатриацию. Выход здесь только один – обратиться за помощью к адвокату, имеющему судебную практику по трудовым спорам. Он поможет разрешить любую ситуацию и достойно представить ваши интересы в суде.

Источник: http://seaman-sea.ru/stati/683-otnoshenie-s-ekipazhem.html